Система мониторинга на основе технологии модерации
«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог»
В.П. Тихомиров
На образовательном портале «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ» www.moi-universitet.ru я обнаружила новую, интересную технологию - модерации. Я познакомилась с принципами действия этой технологии, стала применять её на своих уроках, затем оформила свою работу в виде педагогического проекта и представила его на городском семинаре ИМЦ по теме «Применение технологии модерации на уроках, как средство эффективной организации процесса обучения и повышения мотивации к изучению английского языка».
Цель применения технологии модерации: повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Следуя технологии, свои уроки я делю на следующие этапы:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
На основе технологии модерации я ввела систему рефлексии каждого из этапов урока, для этого я предлагаю учащимся «Лестницу Успеха» где ступеньки это этапы урока.
Используя возможности интерактивной доски, в начале урока я объясняю учащимся, что их ждёт на каждом этапе, и после прохождения каждого из них, ребята оценивают свою деятельность работы на этапе. Я предлагаю учащимся оценить свою деятельность сначала цветом, а позднее оценкой. Свою оценку каждого этапа дети фиксируют в своей тетради, или просто запоминают. В конце урока сами ребята выставляют себе оценки за урок, по совокупности оценок за все этапы в таблице самооценки выведенной на интерактивной доске.
Привожу пример таблицы самооценки, где учащиеся оценили себя цветом: красный – 5, желтый – 4, синий – 3.
Я начала вводить систему мониторинга «Лестница Успеха» в пятых классах и за прошедший учебный год получила следующие результаты, полученные путем опроса пятиклассников, итоговых оценок и моих собственных наблюдений:
1 увеличилась мотивация к изучению английского языка;
2 сформировалось умение оценивания своей деятельности;
3 нет проблем с дисциплиной, ребятам некогда отвлекаться;
4 улучшилась концентрация внимания на заданиях урока;
5 улучшилось взаимодействие учителя и учеников;
6 и, самое главное, улучшилась успеваемость даже в проблемном 5Б классе.
В 2012 году я первый раз показала применение системы мониторинга «Лестница Успеха» на открытом медиа уроке, в рамках школьного конкурса медиа уроков, и получила высокую оценку Диплом 1 степени, а в 2013 году Диплом 2 степени.
Систему мониторинга «Лестница Успеха» я предложила к использованию учителям ШМО ИЯ нашей школы, а также активно рекомендую учителям, членам Ассоциации учителей английского языка г. Томска.