Проектно-исследовательская технология

Я начинаю обучение учащихся работе над проектами уже со второго класса, когда предлагаю ребятам выполнять небольшие творческие задания. К концу четвертого класса мои учащиеся вполне способны создать небольшие проекты по изучаемым темам, а некоторые из них делают это уже с применением компьютерных программ.

При переходе в среднее звено работа над проектами усложняется, становится регулярной, входит в систему.

Вся проектная деятельность подчиняется системной, пошаговой работе.

Выполнение проектов в рамках работы с УМК «New Millennium English»

УМК «New Millennium English» состоит из нескольких тематических циклов, в каждый из которых входят 8 уроков – 6 обучающих, 7 урок проверка знаний, 8 урок – проектная деятельность.

  1. Каждый новый тематический цикл мы с учащимися начинаем с беглого просмотра шести обучающих уроков, знакомимся с темой, просматриваем информацию, лексику, грамматику, отмечаем особенности цикла и т.д. Это делается для того, чтобы определить ход работы над проектом в конце темы и наметить пути решения проблем, связанных с подготовкой к проекту.
  2. Затем мы переходим к ознакомлению непосредственно с проектом, т.е. работаем с информацией 8го урока. Здесь ребята внимательно прочитывают задания по подготовке проекта. Обычно проект включает в себя задания по всей теме, т.е. из каждого пройденного урока в проект включается какая-то подобная информация, или приобретается знание, без которого проект выполнить сложно. Мы оговариваем все стадии проекта, определяемся с источниками получения информации, прикидываем дизайн. Договариваемся о взаимодействии в процессе изучения темы и подготовки проекта. Кроме этого мы договариваемся о том, как будем оценивать выполненную работу. Обычно в учебнике есть оценочная карта, но часто там не хватает нужных нам критериев, особенно для оценивания компьютерных презентаций, поэтому мы вносим корректировки и в оценочную карту.
  3. На следующем этапе мы приступаем к изучению темы и, изучая урок за уроком, уточняем и корректируем работу над проектом. Обычно я прошу ребят делать это самостоятельно, а сама слушаю и вношу изменения, если в них есть необходимость.
  4. Последние приготовления и коррекция работы проходят перед выполнением заданий по проверке знаний 7го урока. Следующий урок – урок защиты проекта.
  5. Защита проектов проходит по строгим правилам:

-         На защиту дается не больше 3х минут, это приучает ребят к расчёту времени и умению уложиться во временной отрезок (необходимая метапредметная компетенция для выполнения ЕГЭ);

-         При защите проекта запрещено читать текст, его нужно выучить наизусть, также на слайдах презентации не должно быть полного текста, только краткая информация в виде плана или ключевых слов. Это развивает память, пополняет лексический запас, развивает устную языковую компетенцию.

-         После защиты проекта, слушатели должны задать вопросы по проекту, такая форма работы приучает учащихся внимательно работать с информацией и развивает умение правильно задавать и отвечать на вопросы, т.е. развивает коммуникативную компетентность.

-         На последнем этапе учащиеся оценивают свою собственную презентацию проекта и презентации друг друга по оценочным картам. Такой вид деятельности развивает у ребят критическое мышление, способность адекватного оценивания своей и чужой деятельности. Кроме этого учащиеся привыкают быть сдержанными и тактичными при устном оценивании чужого труда.

Внеурочная проектная деятельность.

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках помогает моим учащимся формировать и совершенствовать такие универсальные учебные умения, которые затем они применяют и во внеурочной деятельности. Это:

  • умение ставить цель
  • умение работать с разными источниками информации
  • умение работать в команде
  • умение анализировать и планировать собственную деятельность
  • умение устной презентации
  • умение отвечать на вопросы по проекту

Во внеурочной деятельности продолжается развитие этих умений, проекты становятся сложнее, уровень представления повышается.

Мои учащиеся создают и представляют проекты на разных мероприятиях. Сформированность универсальных учебных умений позволяет моим учащимся завоевывать призовые места в конкурсах, получать дипломы и грамоты на конференциях и форумах не только по английскому языку, но и по другим предметам.

ПОГОДА в Томске